по всей РФ: 8 800 775 31 35
Москва, Иркутская область, Красноярский край, Хакасия
Время работы: c 9 до 18 ч. по будням

Главные требования к эксплуатации тахографов в 2020 году

В 2019 году в российских законах произошли изменения, касающиеся использования тахографов на грузовом и пассажирском транспорте. Наиболее важные вопросы мы уже освещали в нашем блоге (статья про новые штрафы, статья про этапы установки тахографов на транспорт физлиц). О некоторых из них стало известно только в конце 2019 года, и они остались "за кадром".

В этом материале мы суммируем все, что нужно знать владельцам и водителям транспорта в 2020 году. Наш обзор будет полезен и тем, кто разбирается в теме тахографического контроля, и тем, кому только предстоит с этим работать.

Какие законы обязывают использовать тахографы и соблюдать режимы труда и отдыха (РТиО)?

На федеральном уровне обязанность устанавливать тахографы на транспорт, осуществляющий перевозки пассажиров и грузов, прописана в Статье 20 ФЗ №196 "О безопасности дорожного движения". В этой же статье присутствует требование соблюдать нормы времени управления ТС.

  • Для юридических лиц и ИП требования сформулированы в первой части Статьи 20:
    - соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;

    - оснащать транспортные средства тахографами.
  • Для физических лиц требования указаны в третьей части Статьи 20:
    - обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами;

    - соблюдать нормы времени управления транспортным средством и отдыха.
В плане выполнения этих требований ФЗ №196 ссылается на другие нормативно-правовые акты. Вот перечень главных документов, о которых идёт речь:


Также обязанность эксплуатировать тахографы и, следовательно, соблюдать РТиО, обозначена в ряде других документов:


Какие категории транспорта и когда должны быть оснащены тахографами?

Тахографы должны быть установлены на автомобильных транспортных средствах следующих категорий:
  • N2 – грузовой транспорт, имеющий массу 3,5 до 12 тонн.
  • N3 – грузовой транспорт, имеющий массу свыше 12 тонн.
  • M2 – автобусы массой до 5 тонн, имеющие 8 и более пассажирских мест.
  • M3 – автобусы массой свыше 5 тонн, имеющие 8 и более пассажирских мест.
Для транспорта, закрепленного за юрлицами и ИП, установка тахографов разбита в Приказе Минтранса №273 на этапы, которые длились с 2014 до 2019 года. Единственная отсрочка до 1 июля 2020 года была сделана год назад для городских пассажирских автобусов (Постановление №382). В остальном все коммерческие автомобили категорий N2, N3, M2, M3 должны быть давно оснащены. Исключение составляют: троллейбусы, сельхозтехника, спецтехника, пожарный, медицинский, военный транспорт, машины спецслужб, автомобили, выпущенные более 30 лет назад и не задействованные в коммерческой работе, и ряд других видов ТС.
    Для транспорта, принадлежащего физлицами, порядок оснащения тахографами включает этапы с 2019 до 2021 года. На текущий момент тахографы уже должны быть установлены на ТС категории M3, экологический класс которых составляет 0...3, либо не определен. Для остальных грузовиков и автобусов физлиц действует такой порядок:
      Категории ТС
      М3
      (свыше 5 т)
      М2
      (до 5 т)
      N3
      (свыше 12 т)
      N2
      (от 3,5 до 12 т)
      Экологический класс не определен
      1 ноября 2019
      1 августа 2020
      1 марта 2020
      1 декабря 2020
      Экологический класс 0...3
      1 февраля 2020
      1 ноября 2020
      1 июня 2020
      1 марта 2021
      Экологический класс >4
      1 мая 2020
      1 февраля 2021
      1 сентября 2020
      1 июня 2021
      ТС, используемые для перевозки членов многодетной семьи
      _____
      1 января 2022
      _____
      _____

      Какие тахографы можно использовать на территории РФ?

      На транспорте российских перевозчиков должны быть установлены цифровые тахографы с блоком СКЗИ, внесенные в реестр средств измерения. Использование аналоговых моделей, которые были распространены в прошлом, категорически запрещено. В ситуации, когда транспорт работает и в России, и за рубежом, допускается использование тахографов ЕСТР – только при условии наличия лицензии на международные перевозки.

      Перечень моделей тахографов, разрешенных к использованию на территории РФ, всегда можно проверить на сайте ФБУ "Росавтотранс", входящего в структуру Минтранса:
      На это же сайте доступна проверка конкретного оборудования:
      Эксплуатировать можно только устройства, прошедшие метрологическую поверку. Узнать, поверен ли тахограф и каков срок действия поверки, можно на сайте ФГИС "АРШИН".

      Установка тахографа на транспорт должна включать профессиональные работы по активации и настройке устройства (ранее это называлось калибровкой).

      В отношении цифровых тахографов с блоком СКЗИ действует ещё отдельное требование: блок криптографической защиты информации нужно менять каждые три года на новый.

      Примеры разрешенных тахографов с блоком СКЗИ и вариант блока для замены:

      Кто имеет право устанавливать тахографы?

      Установкой, включая настройку и активацию, а также обслуживанием тахографом могут заниматься исключительно мастерские (сервисные центры), обладающие правом на соответствующие работы. На сайте ФБУ "Росавтотранс" можно выяснить, какие мастерские обладают такими полномочиями.
      Самостоятельная установка тахографа или привлечение специалистов, не имеющих допуска, строго запрещена!

      Обнаружить нелегальную установку не составит труда сотрудникам ГИБДД и других уполномоченных органов. Это легко выяснится при проведении внеплановых проверок и очередных техосмотров.
      Отдельное требование предъявляется к тем мастерским, которые оказывают услуги по замене блоков СКЗИ. Они должны обязательно иметь лицензию ФСБ на работу с шифровальными (криптографическими) средствами.

      Пример лицензии ФСБ для мастерской:

      Какие требования предъявляются к водителям?

      Основное требование для всех водителей: соблюдать нормы времени управления транспортом, то есть режимы труда и отдыха. Тахограф, в свою очередь – это инструмент для самостоятельного контроля и проверки соблюдения РТиО со стороны должностных/ответственных лиц. Исходя из этого, водитель должен:

      • уметь правильно обращаться с тахографом;
      • по запросу руководства или госорганов предоставлять информацию, зафиксированную устройством.

      Например, на трассе сотрудники ГИБДД могут затребовать распечатку данных с тахографа или карты водителя при помощи принтера, встроенного в тахограф.

      В поездках водитель обязан пользоваться персональной картой для тахографа. Если она не вставлена в слот устройства, тахограф будет фиксировать движение без карты – это считается нарушением требований к его эксплуатации и наказывается штрафам (Статья 20 КоАП).

      Карта принадлежит конкретному водителю, ею не имеют права пользоваться в поездках другие лица. При увольнении и смене места работы карта остается во владении человека, на которого она оформлена.

      Для тахографов СКЗИ и тахографов ЕСТР используются разные типы карт водителей. В обоих случаях карта оформляется сроком на три года, далее её нужно менять на новую.

      Внешний вид карт водителя для тахографов СКЗИ и ЕСТР:

      Какие требования предъявляются к владельцам транспорта?

      Все эксплуатанты транспорта (юрлица, ИП, физлица) должны следить за соблюдением водителями режимов труда и отдыха во избежание переработок, ДТП про причине усталости и штрафов за игнорирование требований закона. Поэтому от владельцев ТС требуется:

      • купить тахографы, отвечающие букве закона;
      • заказать профессиональную установку;
      • обучить водителей правилам эксплуатации оборудования;
      • организовать работу по выгрузке, хранению и анализу тахографической информации.

      Обязанность выгружать данные о работе водителей прописана в Приказе Минтранса №36. Эту процедуру требуется производить каждые 28 дней. Данные должны храниться на компьютере в течение 1 года для предъявления надзорным органам. Закон не обязывает использовать программы для анализа тахографических данных, однако они понадобятся, чтобы максимально владеть ситуацией и выявлять упущения. Приобретение и использование таких программ стоит совсем недорого. Для решения базовых задач (считывание, расшифровка, определение езды без карты) существуют бесплатные сервисы.

      Пример интерфейса программы для расшифровки и анализа таходанных:

      Кто может проверить тахограф?

      • Во-первых, это право есть у сотрудников Гоставтоинспекции. Остановив автомобиль, ГИБДД может удостовериться, установлен ли тахограф, соответствует ли он закону, есть ли в машине установочная табличка и инструкция по эксплуатации. Самого водителя могут попросить распечатать информацию о режимах труда и отдыха, зафиксированную в течение рейса/смены.
      • Также проверять тахограф и соблюдение РТиО уполномочены сотрудники Ространснадзора и Росстандарта. Они могут проинспектировать транспорт в автопарке или на месте текущего базирования в ходе плановых и внеплановых выездов. Нередко представители Ространснадзора присоединятся к ГИБДД во время рейдов, направленных на поиск нарушителей тахографических требований.
      • Вопрос соблюдения режимов труда и отдыха в автопарках может заинтересовать инспекторов Роструда.
      • Наряду с этим, тахограф проверяется при техосмотрах (серийный номер, опломбировка, настройка, результаты поверки, вывод информации на печать).

      Кто несёт ответственность и какие штрафы грозят?

      • В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность распределена между всеми, кто связан с эксплуатацией транспорта, подлежащего оснащению тахографами. Недавние поправки в Статье 11.23 КоАП закрепили такие штрафы.
      Выход в рейс без тахографа и нарушение требований к его эксплуатации (статья 11.23 КоАП, ч.1-2)
        Водитель: от 3 до 5 тыс. рублей
        Должностные лица: от 7 до 10 тыс. рублей
        ИП: от 15 до 25 тыc. рублей
        Юридические лица: от 20 до 50 тыс. рублей
        Несоблюдение норм времени управления ТС и нарушение режимов труда и отдыха водителей (статья 11.23 КоАП, ч.3)
          Водитель: от 1,5 до 2 тыс. рублей
          Должностные лица: от 7 до 10 тыс. рублей
          ИП: от 15 до 25 тыc. рублей
          Юридические лица: от 20 до 50 тыс. рублей
          Если транспорт, который должен быть оснащен тахографом, не прошел техосмотр, но выпущен на линию (статья 12.31 КоАП)
            Водитель: 500-800 рублей;
            Должностные лица: 500 рублей
            ИП: 50 тыс. рублей
            Юридические лица: 50 тыс. рублей

            Как всё предусмотреть, не нарушать требования и не получать штрафы?

            Действительно, требований и правил достаточно много, предусмотреть самостоятельно все моменты сложно, возможность ошибок и рисков большая. Чтобы избежать лишней головной боли и штрафов, нужно с самого начала доверять установку и обслуживание тахографов опытным мастерским, которые могут не только оказать качественный сервис, но и вместе с заказчиком выстроить дальнейший тахографический контроль по всем правилам.
            На территории Сибирского федерального округа вам всегда готовы в этом помочь специалисты компании ГУГОЛ. Мы внесены в государственный реестр мастерских, допущенных к работе с тахографами СКЗИ (РФ 0202, РФ 1261) и тахографами ЕСТР (RUS 409). Наша компания обладает всеми сертификатами и лицензиями, включая лицензию ФСБ, и является официальным партнёром ведущих поставщиков тахографического оборудования. В активе ГУГОЛ сотни примеров успешной установки тахографов в коммерческих автопарках и на транспорте физлиц. У нас вы можете:


            Мы поможем в обучении сотрудников, посоветуем лучшие программы для тахоконтроля, проконсультируем по всем вопросам взаимодействия с госорганами.
            Ознакомиться с моделями оборудования, подробнее узнать о наших услугах и связаться для консультации вы можете на странице Установочного центра тахографов АТОЛ, VDO и ШТРИХ.

            Читайте также: