по всей РФ: 8 800 775 31 35
Москва, Иркутская область, Красноярский край, Хакасия
Время работы: c 9 до 18 ч. по будням

Нужна ли сегодня система мониторинга транспорта, и какую из них выбрать: штатную или внештатную?


Представить работу спецтехники и коммерческого транспорта без системы телематики сегодня сложно. Плюсы от ее использования очевидны: владелец автопарка может выявить недобросовестных водителей, отследить эффективность транспортного средства в течение рабочего дня/рейса, контролировать расход топлива и вовремя заметить его слив. Однако высказывания о том, что мониторинг транспорта – просто модное веяние, которое никак не автоматизирует рабочий процесс, встречаются часто. Но так ли это? Попробуем разобраться.

Что нужно измерять, чтобы получить экономию на транспорте?

Контроль автопарка – это комплексная работа. Говорить о ней только с точки зрения автоматизации процессов не корректно. Телематика помогает владельцам бизнеса экономить, при этом выгоду можно посчитать, даже когда транспорт работает.

Так, генеральный директор ООО «Бетонсервис+» (бренд Tech-Rent) Михаил Иванов отмечает: «С помощью телематического оборудования можно задать конкретный перечень разрешённых действий для каждого из участков местности, контролировать местонахождение техники в реальном времени, получать данные по скорости передвижения и расходу топлива. Возможна интеграция системы мониторинга транспорта с «1С Бухгалтерия» и автоматическое создание путевых листов на основе реальных данных, учёт расходов по заправкам, расходу топлива, учёт списания топлива по установленным нормам и расчёт заработной платы водителей».

Система телематики подбирает оптимальный маршрут таким образом, чтобы собрать заказы на попутный груз и минимизировать порожние пробеги. Кроме того, мониторинг транспорта снижает нагрузку на отдел логистики, благодаря чем эффективность работы каждого оператора возрастает.

Главный конструктор по инновационным автомобилям ПАО «Камаз» Сергей Назаренко считает, что экономия заметна, благодаря получению параметров транспортного средства возможно «оценивать состояние автотехники, планировать ТОиР прямо в рейсе, прогнозировать состояние её узлов, агрегатов и систем в будущем, что позволяет минимизировать дорогостоящие простои в пути по причине неожиданных поломок».

Частая проблема владельцев автопарка – нецелевое использование рабочего транспорта водителями. Эта задача также решается при помощи контроля автопарка системой телематики. Максим Шишко, директор департамента коммерческого транспорта ГК «АвтоСпецЦентр» говорит: «Помимо отслеживания перемещения и технических параметров работы специальной техники и коммерческого транспорта, телематическое оборудование позволяет контролировать нецелевое использование служебных автомобилей, например, водитель по дороге к месту выполнения заказа может попытаться выполнить дополнительные работы для личного обогащения».

Итак, телематика помогает:

  • вести учет расхода топлива (экономия топлива после установки системы мониторинга достигает 30%);
  • контролировать пробег и износ автотранспорта;
  • следить за эксплуатацией техники водителем и проводить диагностику удаленно;
  • планировать сервисное обслуживание на основе полученных с помощью телематического оборудования данных;
  • удаленно обновлять программное обеспечение без остановок рабочего процесса;
  • отслеживать основные показатели здоровья водителя (в случае усталости, алкогольного опьянения или плохого самочувствия система блокирует работу автотранспорта).
Все это позволяет избежать внезапных поломок, аварий и простоев, связанных с ними. Безусловно, минимизация таких рисков дает возможность экономить существенные для бизнеса суммы и делает перевозки безопасными.
Могут ли штатные системы мониторинга от автопроизводителя дать то же самое, что и отдельно установленная система телематики?

Производители автотранспорта (в частности, магистральных тягачей) предлагают установить штатную телематику, разработанную ими. Как правило, такая услуга предоставляется совершенно бесплатно или за символическую стоимость. Предполагается, что штатная система мониторинга позволяет контролировать работу транспорта по отдельным параметрам. Таким образом появляется возможность оптимизации маршрутов и экономии денег (установка телематики не потребует существенных трат).

Однако подобное предложение не всегда выгодно и имеет существенные недостатки. По мнению директора по закупкам транспортных услуг АО «ФМ Ложистик Восток» (бренд FM Logistic) Эдуарда Миронова штатная телематика будет эффективной только при соблюдении определенных условий: «Для компаний, которые не готовы разбираться в методологии расчётов и хотят довериться крупным производителям, такие системы действительно помогают принимать решение по мотивации сотрудников с высоким рейтингом и планировать ремонты автомобилей». Но сегодня разбираться в расчетах необходимо просто для того, чтобы контролировать работу транспорта и экономить.

Поэтому Эдуард Миронов отмечает: «Для тех собственников транспортных средств, у кого уже есть система мотивации персонала, выстроенная по определённым параметрам, M2M-решение необходимо для индикации этих показателей. Их обработкой занимаются либо отдельные сотрудники, либо дорогостоящая система, основанная на искусственном интеллекте и работе с Big Data».

То есть штатная система не дает возможность построить полноценную работу отдела логистики. Более того, она не позволит мотивировать персонал для улучшения показателей работы транспортных средств, а значит, повысить прибыльность бизнеса с штатной системой сложнее.
Какая система лучше для собственной Big data?

Ответ на этот вопрос очевиден – эффективнее внештатная система мониторинга. У данного утверждения есть множество доказательств. Судите сами:

  1. Внештатная телематика дает большое количество настроек, который позволяют отслеживать разные показатели работы транспорта: от удаленного прогрева двигателя до прогноза износа запасных частей. Коммерческий директор ООО «МАН Трак энд Бас РУС» (MAN Truck & Bus) Павел Селев утверждает: «Телематика построена на системах спутниковой навигации, современной компьютерной технике и цифровых технологиях связи. Помимо отслеживания перемещения транспорта и параметров работы техники, с помощью нынешних цифровых устройств можно дистанционно прогревать двигатель, следить за его состоянием, снимать показатели всех датчиков, прогнозировать износ деталей, что может существенно сэкономить деньги».
  2. От ДТП не застрахован ни один автомобиль. Благодаря внештатным системам мониторинга данные о перемещениях конкретного автомобиля (скорость передвижения, маршрут), а также о точном месте ДТП можно предоставить в ГИБДД для объективного изучения ситуации.
  3. При пассажирских и грузовых перевозках большие внештатные системы позволяют контролировать соблюдение водителем режимов сна и отдыха. Это повышает безопасность перевозок, да и нарушения правил водителем из-за невнимательности и усталости случаются значительно реже.
  4. Повышение лояльности клиентов транспортной компании – еще одно преимущество. Когда клиент может отследить груз в пути, проконтролировать время его доставки, доверие к компании повышается.
  5. Внештатная телематика позволяет управлять работой сотрудников. Исполнительный директор АО «МЦМ» Дмитрий Шишов среди прочих преимуществ такого мониторинга отмечает возможность «упростить контроль и обеспечить оперативное управление работой сотрудников, например, через внедрение мобильных приложений, SMS-оповещений и рассылки по почте».
Внештатная система, в отличие от той, которую предлагают установить производители транспортных средств (штатной) помогает вывести работу транспортной компании на качественно новый уровень: расти и развиваться без спутниковой системы невозможно, а опций в штатных системах непозволительно мало.
Нужно ли рассчитывать логистику каждого маршрута?

Консультант по технологическим решениям ООО «Джон Дир Русь» (бренд John Deere) Олеся Чупрун отмечает: «Телематические системы позволяют повысить прибыльность бизнеса клиента». С этим утверждением нельзя не согласиться. Действительно, сегодня транспортные компании должны полностью контролировать работу собственного транспорта. Сделать это без спутниковых систем мониторинга невозможно.

Олеся Чупрун: «Телематика предлагает разные решения для автопарков. Решения для увеличения производительности позволяют производить анализ эффективности работы каждой машины и каждого оператора, оптимизировать производственный процесс, рационально использовать машины на конкретной площадке. Это контроль расхода топлива, определение рабочих зон и времени работы машин, мониторинг параметров работы, сравнение показателей работы техники с целью контроля и выбора оптимальной загрузки. В свою очередь, такие решения, как система нивелирования и взвешивания, обеспечивают владельцу не только контроль за выполняемой работой и повышение точности, но и значительно упрощают работу оператора.

Разработки для увеличения времени безотказной работы машины — это вторая группа решений, направленных на повышение коэффициента технической готовности машины и снижение эксплуатационных расходов. Сюда входят получение диагностических кодов неисправностей, удаленная диагностика и перепрограммирование машин, информация о предстоящем техническом обслуживании, возможность дистанционного контроля за параметрами работы. Все это позволяет оказывать своевременное обслуживание и предотвращать поломку за счёт оперативного реагирования на уведомления о работе техники».

Задача телематики – упрощение бизнес-процессов за счет оптимизации маршрутов и отслеживания работы транспорта. Сегодня конкуренция между транспортными компаниями высока. Чтобы ее выдержать и остаться на рынке, нужно грамотно рассчитывать логистику: избегать лишних часов простоя и контролировать каждый наезженный километр. Благодаря спутниковым системам работа становится прозрачной и быстрой: отчеты можно получить, щёлкнув кнопкой компьютерной мыши, для их формирования не нужно большое количество сотрудников. Экономия на заработной плате очевидна. Да и времени на «ручное» составление отчетности тратить не приходится.

В России уже 80% транспортных компаний подключены к системам мониторинга транспорта. Сегодня «остаться на плаву» без логистических расчетов каждого маршрута невозможно. Александр Кувшинов, представитель компании Gurtam отмечает: «Автоматизация и внедрение любых ИТ-системы нужны для того, чтобы избавиться от ручной работы, снизить влияние «человеческого фактора» и облегчить ведение бизнеса».

Телематика – не просто способ следить «за точкой на карте». Она – надежный инструмент, который снизит количество ошибок в логистике и повысит доходность автотранспортной компании. Но не стоит забывать, что внедрение систем мониторинга – комплексная работа, которая требует пристального внимания. Придется учитывать то, как работали сотрудники до установки системы, и на этой основе строить деятельность компании после установки телематики.

Александр Кувшинов грамотно объясняет данное утверждение: «Ошибка — установить на свой транспорт систему мониторинга и надеяться, что не понадобится корректировать иные бизнес-процессы. Простой пример. Если ранее водитель официально зарабатывал 30 000 рублей и ещё столько же клал себе в карман за счёт «левых» рейсов и сливов топлива, то, лишившись половины дохода, он либо уволится, либо продолжит искать возможности обмануть работодателя».

Таким образом, контролировать работу всей транспортной компании можно, только при расчете логистики каждого маршрута и ежедневного анализа результатов работы техники. Только такая комплексная работа поможет бизнесу зарабатывать.
Контроль качества вождения миф или реальность?

Сергей Назаренко («КАМАЗ») утверждает: «Реальность автоматизации уже подтверждена многолетней практикой. В России не осталось сколько-нибудь крупного предприятия (как частного, так и с государственным участием), не внедрившего телематику».

Однако для качественной логистики система мониторинга транспорта должна быть интегрирована в IT-структуру компании и связана с остальными программами: 1С, CRM, бухгалтерскими и складскими системами. Например, удобно, когда данные о километраже конкретного транспортного средства попадают в систему учета внутреннего учета работы предприятия. Благодаря этому можно быстро сформировать отчеты, заметить «пробелы» и на основе полученных данных строить систему оплаты труда водителей.

Выгода внедрения контроля качества вождения очевидна: компании могут экономить как на топливе, так и на работе транспорта. При этом система мониторинга дает возможность не просто вовремя заметить нарушения и обманные действия со стороны водителя (например, слив топлива или несанкционированный уход транспортного средства с маршрута), но контролировать целесообразность действий водителей и специалистов отдела логистики.

Особенно полезно то, что все издержки в работе транспорта можно посчитать «здесь и сейчас», не ожидая конца смены, закрытия квартала и т.д.
Итог

Телематика – полноценный инструмент, который поможет не просто автоматизировать работу транспортной компании, но сделать ее максимально открытой.

Чтобы использовать все возможности телематики транспорта, лучше устанавливать внештатные системы, у которых больше настроек, а значит, возможностей экономить.

Кроме экономии, системы мониторинга позволяют рассчитывать логистику каждого маршрута, контролировать работу водителей и операторов. Они обеспечивают безопасность грузовых и пассажирских перевозок.

Все это – весомые доводы в пользу установки телематических систем.
Читайте также: