Варианты контроля расхода топлива в автопарках: плюсы, минусы, критерии выбора
Контроль за расходом ГСМ – краеугольный камень эффективной работы коммерческого транспорта. На топливо приходится основная часть затрат любого автопарка. К тому же, это постоянный соблазн и стимул для махинаций со стороны сотрудников. В этой статье мы рассмотрим проверенные решения для контроля за топливом и поможем понять, какие из них подойдут вам больше. Особенно это актуально в условиях кризиса, когда потребность в оптимизации работы автотранспорта и сокращении затрат только возрастает.
Сразу скажем, что мы рассматриваем варианты контроля топлива с помощью систем ГЛОНАСС/GPS. Только спутниковый мониторинг транспорта поможет отслеживать реальный расход ГСМ и анализировать его вместе с другими параметрами работы ТС. Но просто установка трекера не позволит вам получать объективные и точные показания о расходе топлива, выявлять махинации и грамотно планировать затраты. Нужны дополнительные решения. Разберем преимущества и недостатки трёх ключевых вариантов.
Контроль через CAN-шину (показания штатного датчика топлива)
- Это самый простой и бюджетный способ передачи информации о расходе топлива в систему спутникового мониторинга транспорта. CAN-шина есть практически во всех автомобилях, за исключением совсем старых моделей. Для подключения к ней необходимо, чтобы ГЛОНАСС/GPS трекер поддерживал соответствующий CAN-интерфейс.
Существует три способа подключения с CAN:
- Напрямую к контактной сети автомобиля – это менее предпочтительно, так как нарушает гарантийную целостность ТС.
- Путём установки бесконтактных считывателей – при этом в бортовой сети автомобиля должен поддерживаться стандарт J1939.
- Через адаптер CAN-LOG – этот способ самый надежный и универсальный. С помощью CAN-адаптера можно вместе с данными о топливе видеть в системе мониторинга другие параметры: обороты двигателя, моточасы, давление масла, температура охл. жидкости и т.д.
Контроль за расходом топлива через CAN-шину часто является наиболее оптимальным и даже единственным вариантом. Например, в случае с легковым транспортом иногда технически сложно и финансово неоправданно тратиться на дополнительные телематические датчики. Но, при всех достоинствах и подкупающей простоте, показания, полученные от штатных датчиков топлива, обладают погрешностью на уровне 15%. Это может быть не столь значимо, когда речь идет о легковых автопарках. А вот для контроля за крупногабаритной техники, потребляющей большие объемы топлива, такие неточности в измерениях являются критичными.
Плюсы: легкость монтажа
Минусы: высокая погрешность показаний (≈15%)
Уровень начальных затрат: от 2 000 рублей
Для каких ТС больше подходит: легковой транспорт
Установка датчика расхода топлива (ДРТ)
- Принцип работы датчиков расхода топлива (расходомеров) заключается в том, что они измеряют объём ГСМ, проходящий по топливным магистралям машины. Поэтому эти датчики называют проточными. Зафиксированные данные передаются в систему спутникового мониторинга транспорта через бортовые терминалы.
Цифровые датчики расхода топлива – это высокоточные приборы, их погрешность не превышает 1-3%. В отличие от датчиков уровня топлива, о которых мы расскажем дальше, ДРТ не отслеживают заправки и сливы. Однако, на основе данных о расходе топлива реально рассчитать другие показания.
Расходомеры можно установить на любое транспортное средство независимо от конструкции бака, и это еще одно их преимущество. Поэтому ДРТ так востребованы в работе с разнотипной спецтехникой. К тому же, они могут передавать данные о времени работы и температуре двигателя.
Но, по сравнению с другими вариантами, датчики расхода топлива дороже, их обслуживание требует большего внимания. Например, всегда есть вероятность возникновения примесей и засоров, особенно в экстремальных условиях эксплуатации. Плюс для некоторых типов техники, а также с целью пресечения отдельных рисков (допустим, слива топлива через «обратку»), требуется устанавливать дифференциальные или двухкамерные ДРТ. Тогда стоимость затрат возрастает примерно в два раза.
Плюсы: высокая точность показаний с низкой погрешностью (1-3%)
Минусы: сложность в обслуживании
Уровень начальных затрат: от 11 000 рублей
Для каких ТС больше подходит: спецтехника и транспорт с баками, сложными для установки ДУТ
Установка датчика уровня топлива (ДУТ)
- Датчики уровня топлива монтируются прямо в бак транспортного средства и фиксируют изменение уровня жидкости внутри ёмкости. Поэтому эти датчики называются врезными и ёмкостными. Как и в случае с ДРТ, установкой ДУТ должны заниматься только квалифицированные специалисты.
Погрешность показаний, которые передают в систему спутникового контроля датчики уровня топлива, тоже находится на уровне 1-3%. Точность во многом будет зависеть от качества калибровки датчика и тарировки бака. Поэтому при монтаже и настройке ДУТ на это нужно обращать самое пристальное внимание. Для некоторых типов ТС может потребоваться установка нескольких датчиков, в частности, с целью контроля уровня топлива в секциях цистерны бензовоза или на машинах с несколькими баками.
Достоинство ДУТ состоит в том, что они не только обеспечивают высокую точность показаний до 99%, но и могут определять любые несанкционированные манипуляции с топливом и попытки вмешаться в работу телематического оборудования. Подробнее о видах таких махинаций вы можете прочесть в нашей статье «Попробуем обмануть датчик уровня топлива?». Но для эффективного контроля будет недостаточно просто установки датчика. Необходимо, чтобы в самой программе ГЛОНАСС/GPS мониторинга были реализованы соответствующие инструменты аналитики (графики, отчеты, статистика и т.д.) и была возможность настраивать оперативные уведомления диспетчеров и руководства о действиях на объектах (e-mail, SMS, мессенджеры).
По своей стоимости датчик уровня топлива будет дороже варианта контроля через CAN-шину, но дешевле ДРТ. Препятствием для установки ДУТ может стать форма бака, потому он подходит не для всех типов и моделей транспортных средств.
Плюсы: высокая точность показаний с низкой погрешностью (1-3%)
Минусы: подходит не для всех ТС
Уровень начальных затрат: от 6 500 рублей
Для каких ТС больше подходит: грузовой транспорт, автобусы, топливозаправщики, отдельные типы спецтехники
Какой вариант подойдет вам?
Как видите, на выбор того или иного решения для контроля расхода топлива влияют такие факторы, как конструктивные особенности транспорта и специфика работы автопарка. Универсальным решением можно было бы назвать первый вариант (показания с CAN-шины), но степень погрешности устроит не каждого. Агитировать только за ДУТ или только за ДРТ мы тоже не станем, так как всё зависит от индивидуальных задач. В дополнение к этим способам в автопарках также можно внедрить контроль ГСМ по топливным картам (с передачей данных в систему спутникового мониторинга), устройства для идентификации водителей и другие решения, позволяющие сокращать расходы, повышать дисциплину и качество работы.
Проконсультироваться по вопросам выбора и внедрения систем для контроля за расходом топлива вы всегда можете у специалистов компании ГУГОЛ по телефону 8 800 775 31 35 и с помощью форм обратной связи на этом сайте. Спрашивайте – мы будем рады ответить!