Блок СКЗИ в тахографе: назначение, правила и условия замены
Все российские тахографы, разрешенные к использованию на грузовиках N2, N3 и автобусах M2, M3, должны быть оснащены средствами криптографической защиты информации. Обязанность следить за исправностью блоков и менять их по истечении срока действия возлагается на владельцев ТС. Если не соблюдать обязательные требования по замене СКЗИ, тахограф просто не будет корректно работать, и штрафов точно не избежать.
- Для чего используется блок СКЗИ?
- Какие тахографы должны иметь такой блок?
- Каким требованиям нужно следовать при работе с СКЗИ?
- Где и как производить замену блока СКЗИ?
- В каких законах это написано?
- Что будет, если не менять блок СКЗИ?
- Кто несёт расходы на блок СКЗИ и сколько это стоит?
- Проконсультироваться и заказать
Для чего используется блок СКЗИ?
Аббревиатура СКЗИ расшифровывается, как средство криптографической защиты информации. Основное назначение этого устройство заключается в хранении всей информации о работе тахографа и транспортного средства в некорректируемом виде и в защищенном архиве. Благодаря блоку СКЗИ данные, зафиксированные тахографом, невозможно как-либо изменить. По сути, это черный ящик тахографа. Одна из его составных частей: навигационный криптографиеский модуль (НКМ). Поэтому нередко для блока используется двойное обозначение: СКЗИ / НКМ.
Какие тахографы должны иметь такой блок?
Блок СКЗИ должен быть установлен в каждом цифровом тахографе для перевозок внутри России. В числе таких тахографов:
- АТОЛ Drive 5
- АТОЛ Drive Smart
- Штрих-ТахоRUS
- DTCO 3283
- Меркурий ТА-001
- КАСБИ ДТ-20М
- ТЦА-02НК
- МИКАС
- EFAS V2 RUS
На тахографы ЕСТР требование быть оснащенными блоком СКЗИ не распространяется. Но напомним, что эти тахографы европейского стандарта могут использовать только перевозчики, обладающие международной лицензией и регулярно совершающие рейсы за рубеж.
Каким требованиям нужно следовать при работе с СКЗИ?
Установив тахограф с СКЗИ, владельцы транспорта на первых порах редко когда сталкиваются с необходимостью замены блока. В первые три года эксплуатации это может потребоваться в двух случаях:
- При смене регистрационных данных и/или собственника ТС.
- По причине поломки тахографа или же самого блока (что крайне маловероятно).
Но по прошествии 3-х лет блок СКЗИ подлежит обязательной замене, потому как в нём исчерпываются ресурсы для хранения информации, а электронный сертификат, выданный в начале работы, перестаёт действовать. Если блок не заменить, то работа тахографа не будет подчиняться законодательным требованиям. Это чревато штрафами как за несоблюдение правил эксплуатации тахографа, так и за нарушение режимов труда и отдыха водителей.
Где и как производить замену блока СКЗИ?
Выполнять демонтаж старого блока и производит установку нового блока СКЗИ можно только в мастерских, внесенных в реестр ФБУ «Росавтотранс» и обладающих лицензией ФСБ на работы со средствами криптографической защиты информации. Сам порядок замены блока предполагает соблюдение четкого регламента, и самостоятельно решить задачу в принципе невозможно. Если же вы попытаетесь обойтись своими силами или с привлечением мастерской без лицензии ФСБ, то это будет считаться противозаконным.
Поэтапно замена блока СКЗИ происходит так:
- Мастер извлекает тахограф из ТС, деактивирует и демонтирует блок СКЗИ.
- Вместе с этим он должен удалить информацию из памяти блока и направить уведомление о выводе его из эксплуатации в ФБУ «Росавтотранс».
- Далее производится установка нового блока, которая обязательно сопровождается активацией устройства, включая получение нового электронного сертификата в ФБУ «Росавтотранс».
- Затем тахограф, оснащенный блоком СКЗИ, снова устанавливается на транспорт. При этом тахограф должен быть заново настроен (откалиброван).
- Владелец ТС обязан в течение года хранить старый блок и потом утилизировать его в присутствии сотрудников мастерской.
В каких законах это написано?
Требования к наличию блока СКЗИ и порядок обращения с ним изложены в главном «тахографическом» документе: Приказе Минтранса №36 от 13.02.2013 (см. Приложение 1 и Приложение №4). Положения о работе с шифровальными (криптографическими) средствами утверждены Приказом ФСБ РФ №66 от 9.02.2005. Требования к сохранности информации и работе с личными сведениями установлены в №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и №152-ФЗ «О персональных данных».
Что будет, если не менять блок СКЗИ?
Передвижение с блоком, у которого истёк срок эксплуатации, равно как с неработающим блоком, является грубым нарушением правил эксплуатации тахографа. За это, а также за несоблюдение режимов труда и отдыха, штрафы грозят всем: водителю, должностным лицам, руководителям компаний и частным владельцам транспорта.
Вид нарушения / Штрафы | Водители | Должностные лица | Юрлица | ИП |
Статья 11.23 КоАП, ч.1-2. Несоблюдение требований к эксплуатации тахографа | от 3 до 5 тыс. руб. | от 7 до 10 тыс. руб. | от 20 до 50 тыс. руб. | от 15 до 25 тыc. руб. |
Статья 11.23 КоАП, ч. 3. Несоблюдение норм времени управления ТС и нарушение режимов труда и отдыха водителей. | от 1,5 до 2 тыс. руб. | от 7 до 10 тыс. руб. | от 20 до 50 тыс. руб. | от 15 до 25 тыc. руб. |
Кто несёт расходы на блок СКЗИ и сколько это стоит?
Несмотря на то, что без блока СКЗИ невозможна полноценная работа тахографа, это устройство является самостоятельным компонентом, и на него не распространяется гарантия поставщиков. Все расходы на замену модуля несёт владелец транспорта.
Стоимость блока СКЗИ начинается от 16 тысяч рублей. Дополнительно нужно будет потратиться на демонтаж, установку и активацию нового блока, на настройку тахографа. В среднем покупка устройства вместе с услугами по замене составляет минимум 20 тысяч рублей.
Проконсультироваться и заказать
Узнать ответы на все интересующие вопросы по замене СКЗИ, заказать приобретение и комплекс услуг по переустановке блока вы можете в компании ГУГОЛ. Мы внесены в реестр ФБУ «Росавтотранс» и обладаем лицензией ФСБ №0015392.