Не нашли оборудование для себя?

Мы подберем абсолютно любое оборудование для вас и под ваши задачи

Главные требования к эксплуатации тахографов в 2020 году

В 2019 году в российских законах произошли изменения, касающиеся использования тахографов на грузовом и пассажирском транспорте. Наиболее важные вопросы мы уже освещали в нашем блоге (статья про новые штрафыстатья про этапы установки тахографов на транспорт физлиц). О некоторых из них стало известно только в конце 2019 года, и они остались «за кадром».

В этом материале мы суммируем все, что нужно знать владельцам и водителям транспорта в 2020 году. Наш обзор будет полезен и тем, кто разбирается в теме тахографического контроля, и тем, кому только предстоит с этим работать.

Какие законы обязывают использовать тахографы и соблюдать режимы труда и отдыха (РТиО)?

На федеральном уровне обязанность устанавливать тахографы на транспорт, осуществляющий перевозки пассажиров и грузов, прописана в Статье 20 ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения». В этой же статье присутствует требование соблюдать нормы времени управления ТС.

Полный текст Статьи 20

1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:

организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
не допускать управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами в соответствии с пунктом 13 статьи 25 настоящего Федерального закона;

соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;

организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена;

обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов — изготовителей данных транспортных средств;

оснащать транспортные средства тахографами. Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Категории оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также виды сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), кроме того, обязаны:

соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и городского наземного электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

обеспечивать стоянку транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, в границах городских поселений, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по возвращении из рейса и окончании смены водителя на парковках (парковочных местах), соответствующих требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, а также осуществлять техническое обслуживание и ремонт указанных транспортных средств в соответствии с требованиями, установленными статьей 18 настоящего Федерального закона;

назначать ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, и соответствовать указанным требованиям при осуществлении перевозок индивидуальным предпринимателем самостоятельно;

организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств городского наземного электрического транспорта, устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, при осуществлении перевозок пассажиров троллейбусами, трамваями;

соблюдать правила организованной перевозки группы детей автобусами, установленные Правительством Российской Федерации, при осуществлении таких перевозок.

3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны:

анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;

обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена;

осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов — изготовителей данных транспортных средств;

обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;

соблюдать нормы времени управления транспортным средством и отдыха, установленные Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации;

соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

В плане выполнения этих требований ФЗ №196 ссылается на другие нормативно-правовые акты. Вот перечень главных документов, о которых идёт речь:

Также обязанность эксплуатировать тахографы и, следовательно, соблюдать РТиО, обозначена в ряде других документов:

Какие категории транспорта и когда должны быть оснащены тахографами?

Тахографы должны быть установлены на автомобильных транспортных средствах следующих категорий:

  • N2 – грузовой транспорт, имеющий массу 3,5 до 12 тонн.
  • N3 – грузовой транспорт, имеющий массу свыше 12 тонн.
  • M2 – автобусы массой до 5 тонн, имеющие 8 и более пассажирских мест.
  • M3 – автобусы массой свыше 5 тонн, имеющие 8 и более пассажирских мест.

Для транспорта, закрепленного за юрлицами и ИП, установка тахографов разбита в Приказе Минтранса №273 на этапы, которые длились с 2014 до 2019 года. Единственная отсрочка до 1 июля 2020 года была сделана год назад для городских пассажирских автобусов (Постановление №382). В остальном все коммерческие автомобили категорий N2, N3, M2, M3 должны быть давно оснащены. Исключение составляют: троллейбусы, сельхозтехника, спецтехника, пожарный, медицинский, военный транспорт, машины спецслужб, автомобили, выпущенные более 30 лет назад и не задействованные в коммерческой работе, и ряд других видов ТС.

Посмотреть полный исключений (Приказ №36):
  • пассажирские и грузовые троллейбусы;
  • автобетононасосы, автобетоносмесители, автогудронаторы, автокраны, автомобили скорой медицинской помощи, автоэвакуаторы, пожарные автомобили, транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог, транспортные средства для обслуживания нефтяных и газовых скважин, транспортные средства для перевозки денежной выручки и ценных грузов, транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, медицинские комплексы на шасси транспортных средств, автолавки, автобусы для ритуальных услуг, автомобили-дома, бронированные транспортные средства, специализированные транспортные средства (молоковозы, скотовозы, машины для перевозки птицы, яиц, живой рыбы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений), транспортные средства категорий N2 и N3, используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов), специальные транспортные средства, передвижные лаборатории и мастерские, передвижные репортажные телевизионные студии;
  • транспортные средства, зарегистрированные военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
  • транспортные средства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
  • транспортные средства, зарегистрированные органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;
  • транспортные средства, включенные в перечень видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния и в отношении которых утилизационный сбор в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» не уплачивается;
  • учебные транспортные средства, используемые для обучения вождению и сдачи экзаменов на получение водительских удостоверений, при условии, что они не используются для коммерческой перевозки пассажиров и грузов;
  • транспортные средства, которые проходят дорожные испытания, предусмотренные государственными стандартами и отраслевыми документами.
Категории ТСМ3
(свыше 5 т)
М2
(до 5 т)
N3
(свыше 12 т)
N2
(от 3,5 до 12 т)
Экологический класс не определен1 ноября 20191 августа 20201 марта 20201 декабря 2020
Экологический класс 0…31 февраля 20201 ноября 20201 июня 20201 марта 2021
Экологический класс >41 мая 20201 февраля 20211 сентября 20201 июня 2021
ТС, используемые для перевозки членов многодетной семьи_____
1 января 2022_____
_____

Какие тахографы можно использовать на территории РФ?

На транспорте российских перевозчиков должны быть установлены цифровые тахографы с блоком СКЗИ, внесенные в реестр средств измерения. Использование аналоговых моделей, которые были распространены в прошлом, категорически запрещено. В ситуации, когда транспорт работает и в России, и за рубежом, допускается использование тахографов ЕСТР – только при условии наличия лицензии на международные перевозки.

Перечень моделей тахографов, разрешенных к использованию на территории РФ, всегда можно проверить на сайте ФБУ «Росавтотранс», входящего в структуру Минтранса:

На это же сайте доступна проверка конкретного оборудования:

Эксплуатировать можно только устройства, прошедшие метрологическую поверку. Узнать, поверен ли тахограф и каков срок действия поверки, можно на сайте ФГИС «АРШИН».

Установка тахографа на транспорт должна включать профессиональные работы по активации и настройке устройства (ранее это называлось калибровкой).

В отношении цифровых тахографов с блоком СКЗИ действует ещё отдельное требование: блок криптографической защиты информации нужно менять каждые три года на новый.

Кто имеет право устанавливать тахографы?

Установкой, включая настройку и активацию, а также обслуживанием тахографом могут заниматься исключительно мастерские (сервисные центры), обладающие правом на соответствующие работы. На сайте ФБУ «Росавтотранс» можно выяснить, какие мастерские обладают такими полномочиями.

Самостоятельная установка тахографа или привлечение специалистов, не имеющих допуска, строго запрещена!

Обнаружить нелегальную установку не составит труда сотрудникам ГИБДД и других уполномоченных органов. Это легко выяснится при проведении внеплановых проверок и очередных техосмотров.

Отдельное требование предъявляется к тем мастерским, которые оказывают услуги по замене блоков СКЗИ. Они должны обязательно иметь лицензию ФСБ на работу с шифровальными (криптографическими) средствами.

Пример лицензии ФСБ для мастерской:


Какие требования предъявляются к водителям?

Основное требование для всех водителей: соблюдать нормы времени управления транспортом, то есть режимы труда и отдыха. Тахограф, в свою очередь – это инструмент для самостоятельного контроля и проверки соблюдения РТиО со стороны должностных/ответственных лиц. Исходя из этого, водитель должен:

  • уметь правильно обращаться с тахографом;
  • по запросу руководства или госорганов предоставлять информацию, зафиксированную устройством.

Например, на трассе сотрудники ГИБДД могут затребовать распечатку данных с тахографа или карты водителя при помощи принтера, встроенного в тахограф.

В поездках водитель обязан пользоваться персональной картой для тахографа. Если она не вставлена в слот устройства, тахограф будет фиксировать движение без карты – это считается нарушением требований к его эксплуатации и наказывается штрафам (Статья 20 КоАП).

Карта принадлежит конкретному водителю, ею не имеют права пользоваться в поездках другие лица. При увольнении и смене места работы карта остается во владении человека, на которого она оформлена.

Для тахографов СКЗИ и тахографов ЕСТР используются разные типы карт водителей. В обоих случаях карта оформляется сроком на три года, далее её нужно менять на новую.

Внешний вид карт водителя для тахографов СКЗИ и ЕСТР:

Подробно обязанности водителей изложены в Приложении №3 Приказа №36 Минтранса РФ:

9. Водители транспортных средств обязаны:

1) перед началом движения транспортного средства (в начале смены, рабочего дня) вставить карту водителя в левый слот тахографа и ввести PIN-код карты (при экипаже второй водитель вставляет карту водителя в правый слот тахографа и вводит PIN-код своей карты после идентификации карты первого водителя);

2) осуществить по запросу тахографа ручной ввод данных о своей деятельности с указанием названия места, в котором начинается период времени управления транспортным средством, или проигнорировать данный запрос тахографа (при игнорировании указанного запроса тахографа вид деятельности водителя (второго водителя — в случае экипажа) и место, в котором начинается период времени управления транспортным средством, определяются и регистрируются автоматически);

3) изъять карту водителя из слота тахографа при завершении периода времени управления транспортным средством после запроса тахографа о завершении соответствующего периода времени управления транспортным средством и о подтверждении или вводе названия места, в котором завершился период времени управления транспортным средством;

4) по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;

5) осуществлять вывод на печать информации;

6) не использовать загрязненную либо поврежденную карту водителя;

7) не извлекать карту во время движения транспортного средства;

8) не использовать карту водителя по истечении срока ее действия;

9) обеспечить эксплуатацию тахографа в соответствии с настоящими Правилами использования тахографов, установленных на транспортных средствах, и руководством по эксплуатации организации-изготовителя тахографа.

10. Водителям запрещается:

1) осуществление перевозки с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации;

2) использование тахографа, срок эксплуатации которого закончился;

3) использование тахографа с блоком СКЗИ тахографа, у которого закончился срок эксплуатации;

4) использование тахографа, не включенного в перечень моделей тахографов;

5) блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой тахографом информации;

6) уничтожение данных, хранящихся в тахографе и на карте водителя, а также распечаток тахографа;

7) использование тахографа, не имеющего нанесенного в соответствии с описанием типа средства измерения для данного тахографа знака утверждения типа средства измерения и знака поверки и (или) оформленного свидетельства о поверке, и (или) записи в паспорте (формуляре) тахографа, заверенной подписью поверителя и знаком поверки, с не истекшим сроком действия.

11. В случае повреждения карты водителя, неправильного ее функционирования, а также в случае ее потери или кражи водитель должен обратиться в течение семи календарных дней к организации, выдающей карты, с заявлением о выдаче новой карты.

12. В распечатку тахографа водитель может вносить сведения, заверенные подписью

Какие требования предъявляются к владельцам транспорта?

Все эксплуатанты транспорта (юрлица, ИП, физлица) должны следить за соблюдением водителями режимов труда и отдыха во избежание переработок, ДТП про причине усталости и штрафов за игнорирование требований закона. Поэтому от владельцев ТС требуется:

  • купить тахографы, отвечающие букве закона;
  • заказать профессиональную установку;
  • обучить водителей правилам эксплуатации оборудования;
  • организовать работу по выгрузке, хранению и анализу тахографической информации.

Обязанность выгружать данные о работе водителей прописана в Приказе Минтранса №36. Эту процедуру требуется производить каждые 28 дней. Данные должны храниться на компьютере в течение 1 года для предъявления надзорным органам. Закон не обязывает использовать программы для анализа тахографических данных, однако они понадобятся, чтобы максимально владеть ситуацией и выявлять упущения. Приобретение и использование таких программ стоит совсем недорого. Для решения базовых задач (считывание, расшифровка, определение езды без карты) существуют бесплатные сервисы.

Пример интерфейса программы для расшифровки и анализа таходанных:

Подробно обязанности владельцев ТС изложены в Приложении №3 Приказа №36 Минтранса РФ:

13. Владельцы транспортных средств:

1) осуществляют работы по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту устанавливаемых на транспортные средства тахографов в мастерских, сведения о которых учтены ФБУ «Росавтотранс» в перечне мастерских;

2) обеспечивают эксплуатацию тахографа в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации тахографа, утвержденного организацией-изготовителем тахографа;

3) обеспечивают своевременное техническое обслуживание тахографа и проверку его функционирования;

4) обеспечивают водителя необходимыми расходными материалами (бумага для принтера);

5) выгружают данные с карты водителя каждые 28 дней;

6) хранят данные, выгруженные с карты водителя, в базах данных владельца транспортного средства, в течение одного года и обеспечивают их доступность для проверки;

7) при выводе тахографа из эксплуатации обеспечивают хранение снятого блока СКЗИ тахографа в течение года;

8) направляют неисправный или функционирующий со сбоями тахограф на ремонт в мастерскую, сведения о которой учтены ФБУ «Росавтотранс» в перечне мастерских;

9) направляют в ФБУ «Росавтотранс» данные об утилизированных тахографах и блоках СКЗИ тахографов;

10) обеспечивают перед утилизацией тахографа запись в базу данных владельца транспортного средства, сохраненной в тахографе информации и ее хранение в течение одного года;

11) обеспечивают наличие в транспортном средстве руководства по эксплуатации тахографа;

12) обеспечивают проведение поверок тахографов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений

Кто может проверить тахограф?

  • Во-первых, это право есть у сотрудников Гоставтоинспекции. Остановив автомобиль, ГИБДД может удостовериться, установлен ли тахограф, соответствует ли он закону, есть ли в машине установочная табличка и инструкция по эксплуатации. Самого водителя могут попросить распечатать информацию о режимах труда и отдыха, зафиксированную в течение рейса/смены.
  • Также проверять тахограф и соблюдение РТиО уполномочены сотрудники Ространснадзора и Росстандарта. Они могут проинспектировать транспорт в автопарке или на месте текущего базирования в ходе плановых и внеплановых выездов. Нередко представители Ространснадзора присоединятся к ГИБДД во время рейдов, направленных на поиск нарушителей тахографических требований.
  • Вопрос соблюдения режимов труда и отдыха в автопарках может заинтересовать инспекторов Роструда.
  • Наряду с этим, тахограф проверяется при техосмотрах (серийный номер, опломбировка, настройка, результаты поверки, вывод информации на печать).

Кто несёт ответственность и какие штрафы грозят?

  • В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность распределена между всеми, кто связан с эксплуатацией транспорта, подлежащего оснащению тахографами. Недавние поправки в Статье 11.23 КоАП закрепили такие штрафы.

Выход в рейс без тахографа и нарушение требований к его эксплуатации (статья 11.23 КоАП, ч.1-2)

Водительот 3 до 5 тыс. рублей
Должностные лицаот 7 до 10 тыс. рублей
ИПот 15 до 25 тыc. рублей
Юридические лицаот 20 до 50 тыс. рублей

Несоблюдение норм времени управления ТС и нарушение режимов труда и отдыха водителей (статья 11.23 КоАП, ч.3)

Водительот 1,5 до 2 тыс. рублей
Должностные лицаот 7 до 10 тыс. рублей
ИПот 15 до 25 тыc. рублей
Юридические лицаот 20 до 50 тыс. рублей

Если транспорт, который должен быть оснащен тахографом, не прошел техосмотр, но выпущен на линию (статья 12.31 КоАП)

Водитель500-800 рублей
Должностные лица500 рублей
ИП50 тыс. рублей
Юридические лица50 тыс. рублей

Как всё предусмотреть, не нарушать требования и не получать штрафы?

Действительно, требований и правил достаточно много, предусмотреть самостоятельно все моменты сложно, возможность ошибок и рисков большая. Чтобы избежать лишней головной боли и штрафов, нужно с самого начала доверять установку и обслуживание тахографов опытным мастерским, которые могут не только оказать качественный сервис, но и вместе с заказчиком выстроить дальнейший тахографический контроль по всем правилам.

На территории Сибирского федерального округа вам всегда готовы в этом помочь специалисты компании ГУГОЛ. Мы внесены в государственный реестр мастерских, допущенных к работе с тахографами СКЗИ (РФ 0202РФ 1261) и тахографами ЕСТР (RUS 409). Наша компания обладает всеми сертификатами и лицензиями, включая лицензию ФСБ, и является официальным партнёром ведущих поставщиков тахографического оборудования. В активе ГУГОЛ сотни примеров успешной установки тахографов в коммерческих автопарках и на транспорте физлиц. У нас вы можете:


Мы поможем в обучении сотрудников, посоветуем лучшие программы для тахоконтроля, проконсультируем по всем вопросам взаимодействия с госорганами.

Оставить заявку

Нажимаю кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

×

Оставить заявку

Нажимаю кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности