Не нашли оборудование для себя?

Мы подберем абсолютно любое оборудование для вас и под ваши задачи

Карта водителя для тахографа — что это и как используется

Три типа машин, на которых присутствие тахографа обязательно:

  • грузовые автомобили грузоподъёмностью более 3,5 тонн;
  • международный коммерческий транспорт;
  • пассажирские автобусы и микроавтобусы, если количество мест в них (не считая водительского) 8 или более.

Установка одного тахографа обходится организации или частному лицу в сумму около 40 тыс. рублей. Карту обязаны иметь только водители, работающие на коммерческих перевозках.

Предназначение тахографа и водительской карты

Тахограф — устройство, устанавливающееся в автомобиле, предназначенное для оценки километража, скорости, с которой движется транспорт, и учёта рабочего времени водителя. Обязательное оснащение коммерческого транспорта тахографами — мера против нарушений водителями режима труда и отдыха, зачастую приводящих к ДТП, в частности летальным (например, если дальнобойщик уснул за рулём, пытаясь приехать в пункт назначения как можно раньше и работая без сна).

Водитель должен проводить за рулём беспрерывно не более 9 часов — именно это и учитывает тахограф. В случае ДТП данные с карты можно будет считать, чтобы восстановить обстоятельства происшествия и доказать невиновность водителя (например, отсутствие превышения скорости).

Карта — инструмент для идентификации и аутентификации лица, работающего с автомобилем, личный электронный ключ от тахографа. Она выдаётся индивидуально в единственном экземпляре; при смене автомобиля должна смениться и карта водителя. Передавать карту другому человеку запрещено, если только он не является сотрудником правоохранительных органов.

Карта состоит из:

  • пластмассовой основы, где присутствуют все данные работника;
  • микрочипа, регистрирующего время, проводимое в поездке, и другие данные.

Срок годности чип-карты — 3 года с момента выпуска.

Какие карты для тахографа бывают

Водитель — не единственное лицо, работающее с автомобилем: у каждого сотрудника, работающего с тахографом, должна быть собственная карта. Например, индивидуальный ключ применяет мастер, настраивающий тахограф.

Всего видов карт 4:

  • карта водителя (функция записи режимов);
  • карта мастерской (для монтажа и отладки приборов);
  • карта предприятия (полный доступ ко всем данным);
  • карта контролёра (для режима «контроль»).

В России есть два типа водительских идентификаторов:

  • для тахографа с блоком криптозащиты СКЗИ (все данные хранятся в блоке во избежания их утраты или фальсификации) — для передвижения по трассам в пределах РФ;
  • стандарта ЕСТР — для осуществления международных перевозок.

Ранее использовались бортовые самописцы без блока криптозащиты, но согласно приказу Минтранса от 2016 года их применение незаконно.

Технология использования карты водителя

Чип фиксирует два основных режима:

  • режим движения активируется автоматически, когда машина стартует;
  • режим отдыха, контроля и другие можно выбрать вручную, когда автомобиль неподвижен.

В начале смены работник устанавливает карту с чипом в тахограф автомобиля (если водителей двое, это должен сделать каждый). В течение дня на чип ведётся запись, в конце смены карта вынимается. Данные хранятся на чипе в течение 28 дней, после чего информация перезаписывается, поэтому важно следить за сроками и сохранять её на другой носитель.

Для того, чтобы считать информацию с карты, используется устройство, находящееся на территории работодателя. Зачастую перенос данных осуществляется в конце каждой смены, но они может храниться на чипе и дольше, до 21 дня (это не регламентировано), главное — вовремя считать и заархивировать сведения, чтобы не было их утраты.

Если водитель — не сотрудник транспортной компании, а самозанятый, то обеспечение сохранности информации с тахографа — его ответственность. В этом случае данные считываются как минимум каждый 28 дней и хранятся на отдельном носителе в течение 2-х лет.

Порядок выдачи карт для тахографа

Как правило, работодатель (логистическая компания или пассажирский перевозчик) заказывает карты вместе с тахографами массово за свой счёт, однако в случае, если порча или утрата карты произошла по вине водителя, ему придётся оплачивать замену самостоятельно.

На территории РФ есть всего несколько аккредитованных предприятий, имеющих право на реализацию карт для тахографа:

  • ООО «ИНВЕНТА»;
  • ООО «ЛЭДА-СЛ»;
  • ООО «КМ211».

Перечисленные организации выпускают карты для поездок по РФ. Для получения карты европейского стандарта следует обращаться напрямую в ФБУ «Росавтотранс».

Возможно, в будущем добавятся новые организации и перечень изменится — актуализировать эту информацию можно здесь: https://rosavtotransport.ru/ru/activities/tachogra…. Все уполномоченные компании находятся в г. Москва, а фирмы, предлагающие услуги в других городах, — посредники между изготовителем и клиентом.

Если водитель — самозанятое лицо, он должен знать, что такое карта водителя, но получать её придётся тоже самостоятельно. Для этого оформляется заявка на официальном сайте с приложением необходимых документов (копии паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, СНИЛС, водительских прав, справки от работодателя о месте работы с указанием ОГРН юридического лица).

Вы можете оформить карту водителя у нас по этой ссылке: «Оформление карт водителей для тахографов» (доступна рассрочка на 12 месяцев)

К заявлению нужно будет приложить фотографию в формате bmp (bitmap image file) — чёрно-белую с пропорциями 3,5 на 4,5. Лицо работника должно занимать центральную часть снимка и быть хорошо детализированным.

Срок оформления карты с момента регистрации заявки и полной оплаты — 6 рабочих дней (без учёта транспортировки).

Карту невозможно получить при помощи обычных курьерских служб, поэтому нужно либо получить её лично, либо воспользоваться услугами уполномоченного курьера специальной связи.

Кто имеет право на получение карты водителя

Пластиковый идентификатор выдаётся работнику, если он:
— Достиг 18 лет (для грузовых машин) или 21 года (для пассажирских автобусов);
— Имеет задокументированный стаж вождения не менее 1 года (для пассажирских перевозок);
— Проживает на территории России не менее 185 дней в году;
— Имеет право водить транспорт, подпадающий под категории C, D, E.

Стоимость карты

Розничная цена чип-карты складывается из стоимости производства, рабочего времени оператора оформления, цены на спецдоставку и дополнительных услуг (например, индивидуальной ускоренной доставки или расширенной гарантии). Кроме того, завод-изготовитель имеет право самостоятельно назначить рыночную цену, поэтому стоимость порой варьируется. В среднем изготовление и доставка личного идентификатора обойдётся в сумму от 3600 до 4500 рублей.

Замена и повторное получение карты

Карта для тахографа подлежит замене, если:

  • прошло 3 года с момента выдачи;
  • произошла утеря или порча;
  • карта работает некорректно (если есть подозрения, что чип неисправен, рекомендуется проверить карту на другом тахографе);
  • изменились личные данные владельца карты.

Если карта утрачена, простая замена по обращению невозможна. Владелец карты обязан заявить о её утере или краже в органы правопорядка или консульство (за пределами РФ) и получить соответствующую справку — только после этого допустимо начать процесс переоформления.

В случае замены карты по истечении срока действия рекомендуется обратиться в организацию, выпускающую карты, заранее, потому что во время перевыпуска до момента получения нового идентификатора работать водитель не сможет.

Ответственность водителя

Водитель обязуется:

  • не совершать поездок на рабочем автотранспорте без подключённого личного идентификатора;
  • вовремя предоставлять идентификатор для считывания информации работодателю;
  • бережно хранить карту, не повреждая чип;
  • обеспечить безопасное хранение данных о поездках (для самозанятых перевозчиков);
  • при утере или краже идентификатора немедленно обратиться в соответствующие органы с заявлением.

Наказание за несоблюдение правил движения — административное. Согласно ст. 11.23 КоАП РФ, если работник ведёт машину с не установленным в тахограф личным ключом или нарушает правила его использования, это чревато штрафами (информация на 2020 год):

  • 3–5 тыс. рублей для самого сотрудника;
  • 7–10 тыс. рублей для должностного лица, выпустившего машину без счётчика в рейс;
  • 20–50 тыс. рублей — для предприятия (юрлица);
  • 15–25 тыс. рублей — для ИП.

Если проверяющие органы заметят, что в тахографе автомобиля установлена карта постороннего человека, штрафа тоже не избежать.

Есть и штрафы за несоблюдение режима труда и отдыха (согласно показаниям чипа). В этом случае наказание водителя составит от 1,5 до 2 тыс. рублей, для прочих лиц и организации суммы те же, что и при отсутствии тахографа.

В каких случаях штраф за отсутствие карты не налагается

Если карта водителя пришла в негодность в рейсе, водитель имеет право закончить его без прибора электронного учёта, но вести тахографический отчёт он обязан вручную. Также при первой возможности необходимо уведомить о ЧП:

  • правоохранительные органы;
  • работодателя.

Инспектору ГИБДД нужно будет объяснить ситуацию и показать записи.

Карта водителя для тахографа — личный документ не меньшей важности, чем водительские права, поэтому следует обращаться с ним аккуратно и заранее подавать заявление в случае необходимости в его замене.

Оставить заявку

Нажимаю кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

×

Оставить заявку

Нажимаю кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности