Не нашли оборудование для себя?

Мы подберем абсолютно любое оборудование для вас и под ваши задачи

Карты водителя для тахографа: виды, отличия, правила оформления

Во время управления грузовиками и автобусами, которые по закону должны быть оборудованы тахографами, всем водителям полагается использовать специальные персональные карты. В этой статье мы отвечаем на главные вопросы о картах для тахографа и даем полезные советы, чтобы работать без простоев и штрафов.

Что из себя представляет и для чего нужна карта водителя?

Карта является электронным носителем информации, который содержит личные сведения о водителе и служит для считывания и выгрузки данных, зафиксированных тахографом (режимы труда и отдыха). Карта выполнена из пластика, на её лицевой стороне размещена фотография владельца и указаны его ФИО, адрес, подпись, срок действия карты, а также наименование юрлица, которое занималось оформлением карты. Данные в электронном виде хранит специальный чип, который виден на оборотной стороне карты. Именно это стороной, то есть чипом вверх, карта вставляется в тахограф в начале/конце смены и в картридер при перекачке информации на компьютер.


Какие бывают виды карт водителя?

Карты делятся на два вида в соответствии с типами тахографов, которые разрешены к эксплуатации на транспортных средствах N2, N3, M2, M3.

Для поездок внутри России перевозчики обязаны устанавливать тахографы с блоком СКЗИ. Следовательно, для работы с ними применяются карты стандарта СКЗИ. Примеры соответствующих тахографов: АТОЛ DriveАТОЛ Drive SmartШтрих-ТахоRUSDTCO 3283, Меркурий ТА-001, КАСБИ ДТ-20М, ТЦА-02НК, МИКАС, EFAS V2 RUS.

В случае совершения зарубежных рейсов перевозчики, имеющие международную лицензию, могут использовать тахографы ЕСТР. И для работы с ними применяются карты стандарта ЕСТР. Примеры соответствующих тахографов: VDO DTCO 1381, EFAS-4, Stoneridge SE500.

Карты можно отличить друг от друга по цвету и значку RUS (овал или прямоугольник). У них разное обозначение регистрационного номера, а в картах ЕСТР информация дублируется на английском языке. На этой картинке слева представлена карта водителя российского образца, а справа европейская карта:

Некоторое время назад можно было использовать тахографы без блока СКЗИ, отвечающие требования «Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» (ПП РФ №720). Но сейчас такие тахографы эксплуатировать нельзя, поэтому карты стандарта Тех. Регламент недействительны!

Помимо карт водителя, для тахографов выпускаются отдельные карты предприятия, карты мастерской, карты контролера. Они тоже подразделяются на два вида: СКЗИ и ЕСТР.

Использование карт водителя СКЗИ в тахографе ЕСТР, либо карты ЕСТР в тахографе СКЗИ исключено, так как это может привести к выходу оборудования из строя.


Почему водители обязаны использовать карты для тахографа?

Без карты, вставленной в тахограф, устройство не сможет идентифицировать водителя и не будет фиксировать режимы труда и отдыха. То есть водитель нарушит требования закона, что приведет к штрафам. При этом штрафы получит как сам водитель, так и его руководство, если речь идёт о наёмных сотрудниках. Обязанность использовать карты закреплена в Приказе Минтранса №36 от 13.02.2013.

Открыть текст Приложения №3 Приказа №36:

9. Водители транспортных средств обязаны:

1) перед началом движения транспортного средства (в начале смены, рабочего дня) вставить карту водителя в левый слот тахографа и ввести PIN-код карты (при экипаже второй водитель вставляет карту водителя в правый слот тахографа и вводит PIN-код своей карты после идентификации карты первого водителя);

2) осуществить по запросу тахографа ручной ввод данных о своей деятельности с указанием названия места, в котором начинается период времени управления транспортным средством, или проигнорировать данный запрос тахографа (при игнорировании указанного запроса тахографа вид деятельности водителя (второго водителя — в случае экипажа) и место, в котором начинается период времени управления транспортным средством, определяются и регистрируются автоматически);

3) изъять карту водителя из слота тахографа при завершении периода времени управления транспортным средством после запроса тахографа о завершении соответствующего периода времени управления транспортным средством и о подтверждении или вводе названия места, в котором завершился период времени управления транспортным средством;

4) по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;

5) осуществлять вывод на печать информации;

6) не использовать загрязненную либо поврежденную карту водителя;

7) не извлекать карту во время движения транспортного средства;

8) не использовать карту водителя по истечении срока ее действия;

9) обеспечить эксплуатацию тахографа в соответствии с настоящими Правилами использования тахографов, установленных на транспортных средствах, и руководством по эксплуатации организации-изготовителя тахографа.

10. Водителям запрещается:

1) осуществление перевозки с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации;

2) использование тахографа, срок эксплуатации которого закончился;

3) использование тахографа с блоком СКЗИ тахографа, у которого закончился срок эксплуатации;

4) использование тахографа, не включенного в перечень моделей тахографов;

5) блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой тахографом информации;

6) уничтожение данных, хранящихся в тахографе и на карте водителя, а также распечаток тахографа;

7) использование тахографа, не имеющего нанесенного в соответствии с описанием типа средства измерения для данного тахографа знака утверждения типа средства измерения и знака поверки и (или) оформленного свидетельства о поверке, и (или) записи в паспорте (формуляре) тахографа, заверенной подписью поверителя и знаком поверки, с не истекшим сроком действия.

11. В случае повреждения карты водителя, неправильного ее функционирования, а также в случае ее потери или кражи водитель должен обратиться в течение семи календарных дней к организации, выдающей карты, с заявлением о выдаче новой карты.

12. В распечатку тахографа водитель может вносить сведения, заверенные подписью

Какие штрафы за отсутствие карты водителя?

Если водитель грузовика N2, N3 или автобуса M2, M3 управляет транспортом без карты, то это считается нарушением правил эксплуатации тахографов и повлечёт штрафы в соответствии со статьёй 11.23 КоАП ПФ. Дополнительно по этой же статье штраф будет выписан за несоблюдение режимов труда и отдыха. Варианты санкций, которые могут быть наложены как на водителя, так и на его руководителей, перечислены в этой таблице:

Вид нарушения / ШтрафыВодителиДолжностные лицаЮрлицаИП
Статья 11.23 КоАП, ч.1-2.
Отсутствие карты водителя для тахографа
от 3 до 5 тыс. руб.от 7 до 10 тыс. руб.от 20 до 50 тыс. руб.от 15 до 25 тыc. руб.
Статья 11.23 КоАП, ч. 3.
Несоблюдение норм времени управления ТС и нарушение режимов труда и отдыха водителей.
от 1,5 до 2 тыс. руб.от 7 до 10 тыс. руб.от 20 до 50 тыс. руб.от 15 до 25 тыc. руб.

Эти штрафы вправе выписывать сотрудники ГИБДД и Ространснадзора. Претензии госорганов вызовет не только факт отсутствия карты, но и передвижение с просроченной картой, сломанной картой, либо использование карты, которая не принадлежит человеку, находящемуся за рулём.

Как оформить карту водителя для тахографа?

Приемом заявлений на выпуск карт и их выдачей занимаются организации, которые оказывают профессиональные услуги по обслуживанию тахографов и внесены в перечень федерального агентства «Росавтотранс». Поэтому каждому, кто в нуждается в картах для тахографа, стоит убедиться, что услуги оказывает легальная компания. Сделать это можно на сайте агентства:

Для оформления карты необходимо подготовить пакет документов, который включает:

  • Заявление на выдачу карты водителя для тахографа
  • Копию паспорта (основной разворот и страница с пропиской)
  • Копию водительского удостоверения (лицевая сторона)
  • Копию ИНН
  • Копию СНИЛС
  • Заявление на регистрацию и создание сертификата ФЛ
  • Заявление о присоединении к регламенту для ФЛ
  • Копию старой карты при замене на новую
  • Заявление на перевыпуск в случае утери
  • Фото
  • Скан подписи

Для разных типов карт предусмотрены разные шаблоны заявлений. Вы можете их открыть и скачать по нижеприведенным ссылкам. Обратите внимание, что с 2020 года бланк заявление на карту водителя для тахографа российского образца изменился. У нас выложена актуальная версия:

Также вы можете их загрузить вместе со всем набором бланков и инструкций:

В приведённом списке документов нет ходатайства, и это не ошибка. С 2020 года водители, трудоустроенные в организациях или работающие на ИП, не должны оформлять ходатайство от имени работодателя и заверять у него копии документов. Почему? Потому что карты стали выдавать физлицам, и для всех водителей действует универсальный подход.

Подготовить все документы можно самостоятельно – у тех, кто имеет опыт подачи заявлений, это редко вызывает затруднения. Но при первичном оформлении наверняка потребуется консультация. И здесь не обойтись без помощи специалистов компании, оформляющей карту. Содействие в подготовке документов должно быть включено в заявленную стоимость карты. Проверяйте этот момент до начала сотрудничества с кем-либо.

Документы можно подать в офисе компании или направив их по электронной почте. Собственное присутствие при подаче документов на карту водителя необязательно. Когда карта будет готова, её можно забрать опять же в офисе, либо заказав доставку по почте или курьером.

Карта выдается лично в руки водителю, на которого она оформлена, в запечатанном конверте вместе с PIN-кодом и PUK-кодом.

Сколько занимает изготовление карты?

Минимальный срок изготовления карты водителя – от 14 дней. Но в среднем процесс может занимать до 21 дня. Во многом это зависит от мощностей непосредственных изготовителей карт, которых в России всего пять (ФГУП «НТЦ «Атлас», АО «НТЦ «СПЕЦПРОЕКТ», ПАО «Микрон», ООО «ИНВЕНТА», ООО «ИКЦ Транспортные Технологии»). В 2020 году нагрузка на них сильно увеличилась по причине того, что многим водителям, установившим тахографы 3 года назад, пора переоформлять карты. Плюс потребность в картах возникла у физических лиц, которых государство обязало недавно использовать тахографы. Поэтому для уверенности лучше закладывать 3 недели.


Какой срок действия карты?

Для всех видов карт – СКЗИ и ЕСТР – срок действия составляет три года. После этого карта считается недействительной и не может применяться для работы с тахографом. Повторим, что передвижение с просроченной картой приведет к двойным штрафам: за нарушение требований к эксплуатации тахографов и за несоблюдение режимов труда и отдыха. Так что советуем следить за окончанием срока действия карты и заранее приступать к процессу её переоформления.


Кто несёт затраты на карту и кому она принадлежит?

Карта оформляется только на водителя и принадлежит исключительно ему. Если человек меняет место работы, карта остается при нём. Работодатель не может удерживать карту.

На вопрос, кто оплачивает стоимость карты – водитель или работодатель – однозначного ответа в законах нет. С одной стороны, согласно Приложению №2 Приказа №36, владельцы ТС обязаны обеспечивать эксплуатацию тахографа в соответствии с законодательным требованиями. К тому же, они должны выгружать данные с карт водителя каждые 28 дней. За нарушение правил должностные и юридические лица понесут ещё большие штрафы, чем те, кто управляет транспортом. То есть для компании, владеющей ТС, оформление карты не менее важно, чем для самого водителя. С другой стороны, сами водители по закону должны обеспечивать эксплуатацию тахографа в соответствии с правилами. Например, в пункте 11 Приложения №3 Приказе №36 сказано:

– «В случае повреждения карты водителя, неправильного ее функционирования, а также в случае ее потери или кражи водитель должен обратиться в течение семи календарных дней к организации, выдающей карты, с заявлением о выдаче новой карты».

Таким образом, ответственность за наличие и работоспособность карты лежит на всех.

Разные компании по-разному подходят к решению вопроса оплаты. Многие организации требуют от водителей оформлять карту за свои деньги и приводят в качестве довода то, что карта для тахографа – это такой же необходимый личный документ, как водительские права. В случае же оплаты за счёт предприятия работодатели справедливо опасаются, что водитель может в любой момент уволиться и забрать свою карту, ведь не отдавать её владельцу никто не имеет права, и тогда компания теряет деньги.

Более конкретно вопрос оплаты и принадлежности карты водителя разъяснил в 2018 году Архангельский областной суд

Общество с ограниченной ответственностью пыталось через суд обжаловать предписание государственного инспектора труда, в котором от работодателя требовалось выплатить работнику неправомерно удержанную часть заработной платы и компенсацию за ее задержку. Нарушение прав работника, трудившегося водителем, инспектор усмотрел в том, в что при увольнении с него была удержана сумма за оформление карты водителя (апелляционное определение Архангельского областного суда от 21 мая 2018 г. по делу № 33а-3247/2018).

Суд признал действия инспектора правомерными. Согласно ст. 22 Трудового кодекса работодатель обязан обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей. В силу ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны оснащать транспортные средства тахографами, одним из элементов которых и является карта водителя. Карта обеспечивает идентификацию и аутентификацию водителя с использованием шифровальных (криптографических) средств, а также хранение данных о деятельности водителя.

Обеспечение работников картами водителя для тахографов является обязанностью работодателя. При этом карта водителя является именной картой, она не может быть передана иному водителю, а также не может быть изъята у водителя, в том числе при увольнении работника, поскольку до истечения срока её действия водитель – владелец карты не сможет получить новую карту, соответственно, не сможет осуществлять аналогичную трудовую деятельность по новому месту работы.

В связи с этим суд пришел к выводу о том, что работник не обязан возмещать работодателю стоимость карты водителя при увольнении.

Источник: 
ГАРАНТ.РУ

Во избежание разногласий и споров, советуем компаниям заранее прорабатывать этот момент и закреплять вопрос, кто платит за карту, на уровне внутренних документов. Но приведенный пример свидетельствует о том, что при должном упорстве водителя суд встанет на его сторону.


Рекомендации по обращению и работе с картами водителя

Карта водителя требует аккуратного обращения, её нужно хранить в надёжных местах. Из-за дефектов, поломок или утери придётся оформлять новую карту, а это очередные затраты и простои в работе.

Карта СКЗИ подходит только для тахографов российского образца. Карта ЕСТР оформляется исключительно для европейских тахографов.

Карта должна быть вставлена в тахограф в течение всей смены, любые операции с тахографом (например, ручная установка режимов) производятся только при наличии карты в слоте. Карту допускается вынимать, когда этого требуют инспекторы, когда водитель уходит из кабины на перерыв, когда её нужно использовать для переноса тахографических данных на компьютер с помощью картридера. Но вынимать карту из тахографа можно только во время стоянки автомобиля. Когда водитель заканчивает смену, карту нужно обязательно извлечь на период отдыха.

Нельзя допускать, чтобы персональной картой пользовался другой человек.

Всегда следует помнить или иметь под рукой свой PIN-код от карты. Если его неправильно ввести три раза, карта будет заблокирована. В таком случае потребуется набрать PUK-код. Если и здесь возникнет ошибка, карта окончательно заблокируется и работа с тахографом будет невозможной. Придётся обращаться за разблокировкой в компанию по оформлению карт.

Для считывания данных с карты водителя (обязательно каждые 28 дней), дальнейшего хранения сведений (не менее 1 года) и анализа информации о работе водителей рекомендуем пользоваться специальным программным обеспечением для тахографов.

Оставить заявку

Нажимаю кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

×

Оставить заявку

Нажимаю кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности