Мифы о спутниковом мониторинге транспорта
GPS мониторинг– это дорогое удовольствие
Так действительно было, но 6-7 лет назад, до того момента, пока производство систем мониторинга не началось в России. С тех пор цены сократились в 4 раза, и теперь оборудование автомобиля системой GPS слежения, обходится не дороже 13-14 тысяч рублей. С учетом того, какая экономия достигается после установки подобной системы на автомобили предприятия, GPS мониторинг «отрабатывает» себя, прямо или косвенно, всего за несколько месяцев.
Системы GPS мониторинга – это только дорогая «игрушка»
Возможно, но только для тех, кто, установив систему GPS мониторинга, ни разу больше ей не пользуется. На предприятии обязательно должно быть лицо, ответственное за использование системы мониторинга, и тогда непременно произойдет сокращение расходов и разнообразных убытков.
Экономия, за счет использования системы, возникает прямая и косвенная. Наиболее заметный экономический эффект достигается при изменении системы учета и контроля расхода топлива.
Полагаясь на приблизительную информацию из маршрутных листов и от самих водителей, финансисты предприятия предоставляют прямую возможность совершать весьма существенные приписки. На практике разница между показаниями до установки системы GPS системы контроля транспорта и после может достигать от 15 до 70%! Например, при топливных затратах в 350 тыс. руб. в месяц (парк большегрузов 10-15 машин), экономия может составить не менее 50 тыс. руб. в месяц, при этом стоимость установки системы обойдется всего около 180 тыс. руб. на 15 машин. Система окупится за 3,5 месяца. При этом даже необязательно устанавливать топливные датчики – на практике многие используют точные спутниковые данные о пробеге автомобиля.
Другая сторона использования системы – косвенная прибыль, достигаемая за счет повышения интенсивности работы предприятия, сокращения простоев, более эффективного выбора транспортных средств для исполнения заказов. Эта прибыль появляется обычно «незаметно» для владельцев предприятия после того, как установлено GPS слежение, но повышение интенсивности работы естественным образом повышает объем выполняемых заказов.
Кроме того, пресекается отток клиентов, недовольных работой предприятия из-за не оперативности. Вспомните, как часто встречаются транспортные компании со случаями, когда водитель «пропадает» вместе с автомобилем на несколько часов, а иногда и дней! Также важно, например, что GPS мониторинг может быть использован для выбора диспетчером наиболее оптимального маршрута следования транспорта с помощью встроенной функции контроля пробок на дорогах.
Многие оценивают значение установки спутниковой системы мониторинга только после того, как произойдут «форс-мажорные» обстоятельства. ДТП, в котором нужно выяснить точные обстоятельства происшествия, хищение автомобиля или груза, срыв сроков поставок или конфликт с клиентом: когда происходят подобные случаи, любая компания, использующая систему GPS слежения, получает ценные данные, способные существенно снизить убытки предприятия.
Однако, многие убытки удается попросту предотвратить, например, контролируя скоростной режим, или пресекая «левые» рейсы. В первом случае, существенно снизится возможность возникновения ДТП, во втором – сократится нецелевой износ транспортных средств. Также возможно, например, пресечь заправки некачественным бензином, получая точную информацию о местах заправок.
Водитель может «обмануть» GPS контроль транспорта
Систему мониторинга скорее можно испортить, чем обмануть. В бортовом оборудовании нечего «подкручивать», в отличие от автомобиля — GPS мониторинг это полностью электронная система. А при неисправности системы надо позаботиться провести тщательную экспертизу, выявить причины неисправности, и в случае умышленной порчи обязательно подвергнуть виновного административной ответственности. При отсутствии реакции на саботаж системы заказчик может вскоре столкнуться с массовой порчей оборудования водителями.
GPS мониторинг имеет смысл устанавливать только на машины, принадлежащие компании
Установка и демонтаж оборудования занимает совсем не так много времени, как кажется. Многие логистические или торговые компании, использующие привлеченный транспорт, установив GPS мониторинг даже временно, очень быстро начинают интенсифицировать свою деятельность за счет более оперативной работы при использовании диспетчерских функций системы. Также достигается большая сохранность перевозимых грузов, предотвращаются простои и временные «исчезновения» нанятых водителей вместе с машинами.
Экономить топливо можно, только установив дорогостоящие топливные датчики
На практике, крупные компании, имеющие в своем парке более 100 автомобилей, осуществляют списание топлива на основании точных данных о пробеге транспортных средств, которые предоставляет спутниковое слежение. Установка топливных датчиков, конечно, предоставляет более точные данные, но всегда компания располагает для этого достаточными средствами или техническими возможностями.
Чем дороже и сложнее GPS система слежения, тем она эффективнее
Основной критерий, по которому должно оцениваться GPS слежение за транспортом, это надежность и качество выполнения заявленных производителем функций. В этом отношении может быть множество «подводных» камней, на которые заказчик может не обратить внимание. Например, прибор может не корректно работать с датчиками уровня топлива. Или, не обладать существенным объемом встроенной памяти, что приведет к потере данных при длительном движении вне зон покрытия GSM операторов. Либо не обеспечивать устойчивой связи, из-за чего информация о местонахождении автомобиля постоянно будет неоперативной.
Нужно использовать только систему ГЛОНАСС/GPS
На сегодняшний день успешно работает как комбинированное оборудование ГЛОНАСС/GPS, так стандартные приборы GPS. Никаких запретов на использование GPS пока не планируется, и это практически невозможно осуществить.
Срок службы GPS слежения максимум год-два
Выбирая системы GPS мониторинга для своего парка автомобилей важно учитывать немаловажный момент: желательно, чтобы оборудование было российского производства и производилось давно работающей компанией. Дело в том, что гарантийный срок эксплуатации обычно не превышает 12 месяцев, по истечении которых любой трекер зарубежного производства (в том числе и ближнее зарубежье) скорее всего можно будет отправить на свалку, в то время, как российское оборудование может быть легко и дешево отремонтировано.
GPS мониторинг бесполезен для защиты от угона: угонщики все равно используют «глушилки»
На практике, далеко не все угонщики используют оборудование для глушения спутниковой системы мониторинга – не более, чем в 30% случаев. GPS мониторинг, конечно, не гарантирует 100% защиту от угона, но значительно повышает шансы владельца вернуть автомобиль. Кроме того, существует специальное оборудование GPS слежения, включающееся только на несколько минут в заданные интервалы времени. Такой прибор практически невозможно найти с помощью радиоизмерительного оборудования.